28.02. Дрезденская картинная галерея (Земпербау) в Цвингере.
Пунктом №1 в моем плане посещения дрезденских музеев значилась картинная галерея, точнее Галерея старых мастеров – уникальное собрание картин старых мастеров. Картин относительно немного, но среди них нет посредственных работ. Только шедевры! Коллекция создавалась в 18 веке правителями Саксонии. Прообразом собрания можно считать находившуюся во Дворце правителей Кунсткамеру (кабинет изящных искусств с 1560г) в котором были не только разные диковинки, но и полотна итальянских и фламандских художников. В 1722 году при курфюрсте Августе II Сильном собрание живописи было отделено от других предметов искусства: коллекции фарфора, научных инструментов, коллекции графики. В дальнейшем правители продолжили коллекционирование картин и не скупились. В 1741 году было приобретено 268 полотен из собрания Валленштейна, в том числе картины Вермеера, в 1745 году куплено сто картин из коллекции герцога Моденского – работы Корреджо, Веласкеса, Тициана. Из церкви Сан-Сиксто в Пьяченце была привезена основная ценность музея – картина Рафаэля «Сикстинская мадонна». Славится музей работами Рембрандта и его учеников, картинами старогерманских и старонидерландских художников ( Яна ван Эйка, Дюрера, Кранаха и Гольбейна), работами испанских и французских мастеров 17 столетия.
В 1756 году для коллекции картин было решено построить отдельное здание, но очередные военные действия задержали это строительство на сто лет. В 1847 году по предложению директора Дрезденской строительной школы Готфрида Земпера началось строительство дворца в духе барокко и неоренессанса на Театральной площади. Точнее – комплекса зданий, получившего наряду с названием Земпербау, название Дрезденский Цвингер, поскольку построен комплекс на территории прежнего цвингера – так в Средневековье называли часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами (в русских, славянских крепостях – захаб).
Внутренний двор Цвингера, вид на «Коронные ворота», правая сторона - музей фарфора, левая - музей старинных научных приборов.
К сожалению, в момент моего посещения Дрездена часть фасадов Цвингера находилась на ремонте, в том числе здание галере Старых мастеров, то, что ближе к Театральной площади. В целом же территория Цвингера представляет из себя площадь, обрамленную галереями и павильонами. Очень сильно Цвингер пострадал во Вторую мировую, но, как видите, восстановлен. Сегодня погожий весенний день, плюс 13 уже с утра и я пришла к моменту открытия музея. Как объять необъятное я с трудом представляю…
В 1931 году коллекция музея была разделена и появилась в другом здании Галерея новых мастеров. Но, это, видимо не в эту поездку – слишком много сразу. В период войны коллекция была спрятана в шахтах, но и там частично пострадала. В 1945 году значительная часть сохранившихся работ в качестве трофеев была вывезена в Советский союз. Многие работы были повреждены из-за сырости в шахтах и за 10 лет были отреставрированы в Музее им. Пушкина.
Сейчас отвлечемся от истории музея и войдём в залы. Билет на посещение всех экспозиций Цвингера (Галерея старых мастеров, Физико-математический салон, собрание фарфора) стоит 12 евро. Если захотите сдать одежду в гардероб – ещё 1 евро. Можно воспользоваться бесплатными камерами хранения под залог монетки в один или два евро, но тогда одежду придётся скрутить как попало. И ещё…. Вам не удастся в один день осмотреть все экспозиции так чтоб не галопом, а осмысленно, поэтому выбирайте или приходите ещё раз в другой день и ещё раз платите. Альтернативный вариант – дневной билет во все музеи за 19 евро. Это нереально посетить в один день. Мне удалось в один день совместить только с Историческими зелеными сводами, но их посещение только за отдельную плату, в другой день мне удалось побывать в Егерхофе и Дворце-резиденции, заплатив 5 и 12 евро соответственно, что дешевле единого билета на день.
Галерея старых мастеров в Земпербау расположена на трёх этажах и ещё галерея скульптуры на межэтажном уровне. Поначалу кажется, что площадь очень небольшая, но поскольку я зависала у КАЖДОЙ картины (а иначе невозможно!), то на втором этаже пришлось уже посидеть, отдохнуть. )))
При том что в галерее нет не шедевров, принято особо выделять некоторые работы, их репродукции часто используются в рекламной продукции, на лифлетах и на строительной сетке, которой затянут фасад Земпербау в некоторых местах. Среди них такие известные картины как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, Дрезденский триптих Ван Эйка, «Портрет мальчика» Пинтуриккио, «Портрет молодого человека» Дюрера, «Шоколадница» Лиотара, «Блудный сын в таверне» Рембрандта, «Девушка, читающая письмо» Вермеера, «Охота на вепря» Рубенса и т.п. Ну что я могу сказать – этот список хорош, но я обращала внимание совсем на другие работы.
Расположение картин в Дрезденской галерее типично по эпохам. На первом этаже – живопись 15 и 16 века. Алтари, портреты, Феррарская живопись, Венецианская живопись, итальянский маньеризм, придворное искусство 16 века и Кранах. Для меня, ясное дело, этот этаж самый интересный.
Кранах…..да это моё любимое! Я разве что не прыгала от восторга, когда увидела такое количество работ Кранаха в галерее! Лукас Кранах Старший (1472-1553) – немецкий живописец эпохи Возрождения. Мастер портретов и жанровых библейских композиций. В работах Кранаха явно прослеживается готический след, что и делает эти картины особо привлекательными, а рука мастера безошибочно угадывается. Кранах родоначальник целой плеяды живописцев, стиль которых неповторим и поэтому часто я называю все эти работы одним словом «Кранахи».
Лукас Кранах Старший. Герцог Генрих Благочестивый и его супруга и Герцогиня Катарина Мекленбургская , 1514 год.
Лукас Кранах Старший. Алтарь часовни Святой Катарины, 1506
Лукас Кранах Старший. Святая Катерина и Святая Варвара, 1516 год.
Лукас Кранах Младший. Давид и Вирсавия, 1537 год.
Маринус ван Реймерсвале (Реймерсвал, после 1567 - Гус) — южно-нидерландский (фламандский) живописец. Меняла и его жена. 1541 год. Сюжет не новый, заимствован у более ранних живописцев, кроме того, автор тоже не одну такую картину написал. Меня привлек предмет, издалека и от плохого зрения воспринятый как калькулятор. Но это коробочка для разновесов))).
Второй этаж галереи- картины 16-18 века: венецианская, французская, нидерландская живопись, Веронезе, Веласкес, ванн Дейк, Рембрандт, Скульптура 15-18 веков. Я ещё не пришла в себя от Кранахов, а тут опять шедевр над шедевром! Однако, что явно бросается в глаза – цветовая насыщенность падает и сохранность работ хуже. В чём загадка старых мастеров 15-16 века даже если учитывать, что, конечно же, картины периодически реставрируют? Обратила внимание, что многие работы старые написаны не на холсте, а на дереве. Маслом на дереве, темперой. Или использовалась канва, поверх дерева. Очевидно, на таких покрытиях красочный слой ярче и лучше сохраняется.
Вот некоторые картины второго этажа
Мартин ван Фалькенборх Старший. Вавилонская башня, 1595. Вавилонская башня довольно частый сюжет живописных полотен. В представлении художников башня выглядела именно так.
Хендрик Аверкамп, 1585-1634, голландский живописец эпохи барокко. Амстердам, игры на льду.
Дальше я стала замечать, что рядом с многими картинами висят помимо указателей названий и автора ещё информационные таблички. Прочитала и пришла в неописуемую ярость. Много земля русская знала неудачных правителей, но второго такого олуха как Хрущев не найти! Мало того, что из-за самодурства этого индивидуума мы до сих пор имеем проблемы с Крымским полуостровом (на минуточку так, завоеванием Российской империи), там мы ещё лишились военных трофеев! Мы за них заплатили разрушенный страной и огромными человеческими жертвами, а этот взял и вернул их ГДР! 10 лет в музее им.Пушкина эти картины восстанавливали, восстановили и в 1955 году вернули 1240 полотен. А что нам Германия взамен вернула? Где янтарная комната? Я как подумаю, что всё вот это могло сейчас преспокойно висеть в музее на Волхонке и не надо было ездить в Дрезден, чтоб эти картины посмотреть!
Рембрандт. Блудный сын в таверне, 1635 год. Автопортрет с женой Саскией на котором чета представлена героями библейской притчи о блудном сыне.
Де Рибера. Диоген, 1637 год.
Веласкес. Портрет дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса, 1635 год
Пьетро Циттадини. Натюрморт с зайцем. 1650 год. Тут ситуация ещё хуже. Эта картина тоже трофей военных лет. Каким-то образом она оказалась в частной коллекции в Грузии и в 2013 году возвращена в Дрезден.