Неизвестный автор, 13 мая 1988 года, г. Москва, Канал им. Москвы, из архива Владимира Александровича Карлова

Ярославль, пляж на Стрелке, примерно 1982 год. Ещё стоял самолёт и был свободный доступ к реке
Необычные гости марины «Артека»
Это фото было сделано в самом начале 2000-х годов. Неизвестно, что именно происходило в тот момент в знаменитом детском лагере, но у причала разместился целый круизный теплоход 302 проекта (тип «Дмитрий Фурманов»). Предположительно, Артек посетило судно «Генерал Лавриненков».
Вторым бортом к круизному судну пристроился теплоход типа «Александр Грин», который в то время назывался «Радуга», а сейчас мы знаем его под именем «Санта-Барбара». В советское время этот катер был учебным судном Измаильского клуба юных моряков на Дунае. Судном управляли курсанты школьного возраста во время практики. Позже катер перешел в Крым. С 2000 по 2005 год теплоход стоял на балансе Ялтинского порта. Судя по данному фото, в тот период катер мог иметь отношение к детскому лагерю «Артек», тем более своего судна в тот момент в Артеке не было.
Первый теплоход «Артек» проекта 1430 был продан за границу в середине 90-х и, как мы знаем, работает в Греции до сих пор. Второй «Артек» модернизированного проекта 14301 пришел в лагерь подержаным из Херсона только в 2004 году. Фотография была сделана раньше, в 2003 она уже попала в Интернет. Кстати, теплоход «Радуга» в 2000 году попадал на видео в Ялте. Катер был украшен множеством флагов. Возможно, это тоже указывает на его связь с лагерем «Артек».
источник https://vk.com/suhona
...ТРЕХПАЛУБНИКИ на СУХОНЕ.......................................
.........................или ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ....................................
Эту фотографию я впервые увидел в 2013 году. И она для меня стала просто ШОКОМ : как по СУХОНЕ могли ПРОХОДИТЬ ТРЕХПАЛУБНИКИ при таком - то уровне воды в реке ? Да и КОГДА была сделана эта фотография , тоже было неясно. Для начала выяснили, что это фото сделано весной 1959 года ( май - июнь, когда была БОЛЬШАЯ ВОДА ). Выяснили и то, что через Тотьму прошло порядка 30 трехпалубников за три года. Большое спасибо Сергею ЮШМАНОВУ, Галине КИСЕЛЕВОЙ и Екатерине НЕЧАЕВОЙ, которые дали ВЕСЬМА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ к этой фотографии, что и послужило началом для раскрутки этой истории.
В СССР после войны явно не хватало круизных речных лайнеров, потому что верфи были ПЕРЕОРИЕНТИРОВАНЫ на СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННЫХ СУДОВ. Поэтому возрождение речного флота началось только в середине 50 - х годов, когда в ГДР на верфях ВИСМАРА в СЧЕТ РЕПАРАЦИИ стали одновременно закладывать по заказу СССР по 7 - 8 КОМФОРТАБЕЛЬНЫХ ТРЕХЭТАЖНЫХ ТЕПЛОХОДОВ, сконструированных в ЦТКБ Минречтранса в Ленинграде. За восемь лет с 1954 по 1961 год в ГДР было построено 49 таких судов, 34 из которых были направлены в Волжское пароходство. С этого момента и начинается история, как ЭТИ КОМФОРТАБЕЛЬНЫЕ ТРЕХПАЛУБНИКИ появились на СУХОНЕ.
" Середина 50-х годов в истории волжского судоходства знаменательна приходом на Волгу первых трехпалубных теплоходов типа «Родина». - сообщает газета " Большая Волга" ( № 39 от 15. 10. 2003 года) - Перегон судов из ГДР на Волгу проходил и по реке СУХОНЕ. Это были теплоходы " Казбек" , " Эльбрус", «Кавказ» (переименованный «Космонавт Гагарин») , «Алеша Попович», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец»,«Михаил Кутузов», «Багратион»,«Дмитрий Донской», «Дмитрий Пожарский» и другие.
Трехпалубные суда прекрасно вписались в ландшафт преображенной Волги. Строгие, с двумя широкими изящно очерченными трубами, с высокобортным, напоминающим развернутые крылья носом, они всем своим внешним видом возвещали о приходе на Волгу настоящих кораблей.Это событие, конечно, не осталось незамеченным и горьковчанами. «Когда я впервые увидел на родной Волге судно необыкновенной конструкции, я был очарован и считаю, что для Волги это была находка», – так вспоминает о нем знаток речного флота В.С.Богданов. Суда, приспособленные к работе в озерных условиях, прошли самостоятельно из Висмарской судоверфи им. Матиас Тезьен до Архангельска по трассам Балтики через Петербург, Ладожское и Онежское озера, Беломорско-Балтийский канал и вдоль южного побережья Северного моря к устью Северной Двины. За штурвалами новеньких судов стояли волжские речники, продемонстрировав высокий профессионализм судовождения.
Новый проект под № 588 был разработан в Центральном техническом конструкторском бюро Минречфлота (г.Ленинград). Суда отличались новым архитектурным ансамблем, рациональной планировкой пассажирских помещений и для того времени высокой комфортабельностью. Воплощение новых форм и дизайна было сделано под руководством главного архитектора Минречфлота Льва Венедиктовича Добина. Грузопассажирские суда этого проекта могли брать на свой борт 368 человек и 100 тонн груза. В каждом трюме был установлен грузовой лифт. Трехвальная энергетическая установка мощностью 1200 л.с. обеспечивала скорость движения около 24 км/час, впервые для лучшей управляемости и маневрирования суда оборудовались носовым подруливающим устройством, что создавало огромные удобства судоводителям.Время показало, что это была несомненная удача ленинградских конструкторов и судостроителей Германской Демократической Республики. Вот что писало о строительстве этих судов одно из изданий ГДР :
"«Напряженно и лихорадочно идут работы на верфи в период 1952-53гг. Зачастую даже далеко за полночь. Народное предприятие «Матиас-Тезьен Верфь» г.Висмара получило огромный заказ. Нужно спроектировать, сконструировать, построить и переправить заказчику 49 больших речных судов для хождения по рекам, каналам и озерам СССР. Никогда ранее верфи не приходилось принимать подобные заказы. Этот заказ позволит судостроительным заводам и заводам-субпоставщикам увеличить свои капиталовложения, внедрять рациональные производственные методы, а также добиваться действенных экономических эффектов. Располагая претенциозным роскошным внутренним убранством, ресторанами и салонами, теплоходы производят элегантное впечатление. Мастерски обработанный шпон из ценных пород дерева, ценные музыкальные инструменты, воздушные портьеры –– все это исполнено в удивительной гармонии, Это, в целом, доброкачественное выполнение заказа может послужить хорошим примером. Оно принесло нашей верфи столь необходимое признание заказчика и послужило предпосылкой для передачи последующих, более значительных заказов».
Всего для СССР в период с 1954-1961 годы было построено 49 судов 588 проекта, из которых 34 пришло на Волгу. В начале 60-х годов эта флотилия стала основным ядром волжского пассажирского и туристического флота, завоевав признание речников.«Это прекрасные суда! Когда первые из них стали появляться у волжских городов, жители приходили на них, как на экскурсию, – так отзывался о 588-м проекте капитан-наставник Г.А. Егоров. По-разному сложилась судьба этих судов, многие сохранили свой технический ресурс до сегодняшнего дня и продолжают совершать рейсы под флагом Волжского пароходства. Некоторые, будучи проданными туристическим фирмам, после переоборудования продолжают бороздить волжские плесы, но уже, к сожалению, под другими названиями ".
Кстати, эти фотографии теплоходов " Эльбрус" и " Казбек". сделанные во время прохождения их по Сухоне, я обнаружил в Википедии. " Эльбрус " в 1963 году был переименован в " Валентину Терешкову". сгорел, списан и утилизирован в 1978 году. Теплоход " Казбек" в 1965 году был переименован в " Михаила Лермонтова". списан в 1998 году.
Но это еще только НАЧАЛО ИСТОРИИ ! Вместе с общественной культурно - просветительской организацией " 60 ПАРАЛЛЕЛЬ" мы собираем воспоминания ВЕТЕРАНОВ СУХОНСКОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА, которые расскажут, как они помогали снимать теплоход " ЭЛЬБРУС" с мели и как ПРОВОДИЛИ ТРЕХПАЛУБНИКИ по Сухоне и через МОСТЫ. Ведь этот перегон теплоходов из ГДР на Волгу был НЕ ПРОСТО УНИКАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ, но и ОЧЕНЬ СЛОЖНЫМ в ТЕХНИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ. Так что ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Кстати, руководство СССР придавало ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ этому проекту. Неслучайно в 1961 году тогдашний лидер СССР Никита ХРУЩЕВ встречался с командой " ДОБРЫНИ НИКИТИЧА" и лично ОСМАТРИВАЛ НОВЕНЬКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ КРУИЗНЫЙ ЛАЙНЕР. Кстати, участниками одного из перегонов ЭКСПОРТНЫХ ТЕПЛОХОДОВ из ГДР на Волгу были известные советские писатели Инна ГОФФ и Константин ВАНШЕНКИН. готовившие репортаж для журналов " ЮНОСТЬ" и " НОВЫЙ МИР" . Повесть " СЕВЕРНЫЙ СОН" Инны ГОФФ, рассказывающая об этом перегоне, была опубликована в журнале " Юность" в 1960 году. Кстати, эта повесть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНАЯ и ОЧЕНЬ РОМАНТИЧЕСКАЯ.
9.02.21г
https://vsuwt-perm.ru/zerov-nikolaj-petrovich/
Николай Петрович Зеров из семьи потомственных речников. Прадед был матросом еще в начале 19 века. Отец, проработал на водном транспорте 47 лет. Старшие братья – Серафим и Владимир стали судовыми механиками.
После окончания училища Николай успел немного поработать на камских судах. В ноябре 1940 года был призван в армию. В июне 1941 года ушел на фронт. Воевал в составе морской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, был бортмехаником в экипажах гидросамолётов. К концу войны на счету старшины Николая Зерова было 460 боевых вылетов на воздушную разведку, бомбовые удары, поиск подводных лодок противника. За отличное выполнение боевых задач награждён орденом Красной Звезды. В 1947 демобилизовался и вернулся на флот.
Сначала работал механиком-наставником группы судов, затем механиком на теплоходах «Анри Барбюс» и «Борис Скрябин».
В 1961 году Николай Петрович принял на верфи в городе Висмар (ГДР) новейший трёхпалубный пассажирский теплоход «Вильгельм Пик» (с 1992 года «Павел Бажов»). В течение первой навигации теплоход перевёз около четырёх тысяч человек по маршрутам до Астрахани, Ростова-на-Дону, Ленинграда.
Это было суперсовременное судно, оснащенное по последнему слову техники. Но механик Зеров все время стремился усовершенствовать и его. За годы работы на «Вильгельме Пике», по инициативе Николая Зерова на Камском флоте внедрена гидравлическая система форсунчатых игл, позволившая улучшить режим работы двигателей и удлинить срок службы игл.
Николай Зеров первым из механиков трехпалубных лайнеров отказался от помощника по эксплуатации электрооборудования и принял на себя его обязанности. При активном участии Зерова сотрудники кафедры автоматики и телемеханики Пермского политехнического института разработали и внедрили на теплоходе новое подруливающее устройство, основанное на полупроводниках. Николай Зеров разработал предложения по переоборудованию шлюпочной палубы — главного места отдыха туристов. Вслед за «Вильгельмом Пиком» идея механика Зерова о переделке шлюпочной палубы, была внедрена на всех однотипных судах Волги и Камы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию речного транспорта Зерову Николаю Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Позднее в Пермской области была учреждена премия имени Н. П. Зерова, которая присуждалась лучшим речникам Камского речного пароходства. В его честь был переименован теплоход «Арагва» Камского речного пароходства.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость