Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Обсуждаем историю флота, судоходства и т. д.
Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15291
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17181 раз
Поблагодарили: 15083 раза

Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение Irinka » 17 ноя 2017, 12:31

И было им шестнадцать лет
Стас Литвинов
Июль 1955 года. Солнечный день. Старый колёсный буксирный пароход «Горец», старательно шлёпая по воде плицами *, тянул на буксире гружёную баржу. Он взял её на рейде Камское Устье и должен привести в Горький. Вид наш буксир имел далеко не геройский: высокая чёрная труба вырастала из низкой одноэтажной надстройки, выкрашенной в коричневый цвет и примыкающей к гребным колёсам. За стёклами её окон виднелись горшки с цветами, а по палубе бегали ребятишки, играя в свои игры. На крыше этой самой «надстройки», кроме дымовой трубы, нашла своё место и рулевая рубка. В её больших окнах был виден рулевой, который поворачивал небольшой штурвал, а в ответ тихо постукивала поршнями паровая рулевая машина. Эта машина стояла здесь же в рубке и перекладывала руль буксира. Сейчас этот скромный речной труженик, загребая колёсами воду всей мощью своих двухсот восьмидесяти лошадиных сил, заходил на Средне–Мазский перекат, преодолевая встречное течение Волги. Баржа гружёная, тяжёлая, мощность машины буксира мала, а потому и выбирал он участки реки, где скорость встречного течения поменьше.

«Горец» подтягивался ближе к белому бакену, чтобы баржа шла в тиховоде, а не по основной струе течения. Штурман потянул рукой за тросик вспомогательного парового свистка и в ответ раздался короткий звук. По этому сигналу матрос-практикант Коля Смирнов отложил швабру, которой протирал палубу и заторопился к носовому фальшборту. Там крепилась «намётка» для ручного замера глубины, поскольку другого способа измерения на волжских пароходах не знали. Намётка - это обычный шест длиной метра три-четыре. Половина его чередовалась бело-чёрными полосами длиной 20 сантиметров каждый. Опуская намётку вертикально и касаясь ею дна по числу черно-белых отметин, ушедших в воду, определялась глубина.

Коля Смирнов, оперевшись серединой шеста в специальную стопорную планку на фальшборте и держа его горизонтально, сделал по маленькой окружности два коротких шага. Всего пара шагов, а намётка развернулась другим концом к носу буксира. Коля стал с силой нажимать на шест, чтобы он вертикально уходил в воду. Коснувшись концом намётки дна он быстро сосчитал количество 20-ти сантиметровых отрезков в воде и крикнул в сторону рулевой рубки:- «Девять!» Сразу стало понятно, что измеренная глубина 1 метр и 80 сантиметров. Поскольку буксир имел осадку меньше полутора метров, но его баржа почти 2 метра, то «Горец» изменил курс в сторону бОльшей глубины. Тем временем Коля продолжал тыкать намёткой в дно реки: - «Десять!» ... «Под табак!» ... «Не маячит!». После последнего доклада штурман два раза дернул тросик свистка, мол, прекращай замеры и Коля уложил намётку на место.

Чтобы понять, откуда пошло это выражение «Под табак!» или просто «Табак!» нужно мысленно вернуться во времена, когда артели бурлаков, тяжело шагая по береговой полосе, тащили вверх по реке баржи. Однако, не везде можно было пройти берегом, а приходилось идти в воде. В этом случае бурлаки привязывали на уровне груди сумку, где хранили документы и табачок. Вот потому-то, когда вода подбиралась к бурлацкому табачку, а наша наметка заканчивала свою разметку, то и кричал матрос штурману «Под табак!». Ну, а отсюда и «Не маячит!» - значит не достаёт дна.

Из высокой трубы буксира уходил в небо чёрный дымок. Это вахтенный кочегар добавлял в форсунку парового котла мазут, чтобы усилить горение и "поднять парок". Было интересно заглянуть в машинное отделение. Там пахло паром и слышно его шипение. Вот отработанный пар из главного цилиндра двигает поршень второго, а потом совсем ослабевший добирается и до третьего цилиндра. Очень впечатлял вид маховиков паровых цилиндров, которые крутили коленчатый вал гребных колёс. Тут же ходил с маслёнкой в руках машинист и подливал масло в подшипники вращающегося вала.

А тем временем "Горец" шлёпал и шлёпал плицами колёс, над которыми было начертано его скромное название. В то давнее время среди волгарей была присказка, мол, если это пассажирский пароход, то, конечно, «Ленин» или «Сталин». Ну, а если буксир то: «Чуваш», «Мордвин», «Татарин». Вот и «Горец» был из этой группы. Его труба терялась своей верхушкой в темноте, которая незаметно пришла на смену вечерним сумеркам. Выкрашенная коричневой краской надстройка скупо освещалась редкими лампочками на внутренних переходах. Выступая на полметра над палубой, сзади к трубе примыкала цистерна подогрева мазута.

Сейчас на этой тёплой цистерне лежали четыре молодых человека шестнадцати лет и, заложив руки за головы, глядели в тёмное небо, усыпанное звёздами. Там время от времени на мгновение вспыхивали дальние беззвучные зарницы. Из одежды на них были обычные рабочие штаны флотского покроя, опоясанные широкими ремнями с медными бляхами, и тельняшки. Эти молодые люди были практикантами-курсантами второго курса Горьковского речного училища. Четыре «корешка» одногодка: Гена Жиганов, Коля Смирнов, Гена Молчанов и Стасик Литвинов. Они уже второй месяц ходили на «Горце», освоились на нём и были приняты командой, потому что не отлынивали от работы и с удовольствием выполняли все поручения.

Кроме них на тёплой цистерне сидели ребятишки, которые плавали на буксире вместе со своими родителями, что было обыденным делом. Команды работали семьями. Скажем, у первого штурмана жена работала поваром, у рулевого – матросом. Жёны машинистов были кочегарами, благо не требовалось бросать лопатой уголь. Вахту они стояли вместе с мужьями, которые помогали им контролировать работу форсунки котла и держать пар под нужным давлением. Потому родители и брали на время летних каникул своих чад, чтобы они были под надзором.

Облепившие тёплую цистерну ребятишки слушали разговоры старших, а две подружки лет тринадцати всё пытались вклиниться в разговор ребят-курсантов.

«А почему, когда сверкает зарница не слышно грома?» - обратилась к ним с вопросом голенастая Лидка.
«Зарница - это отблеск очень далёкой грозы, потому и звука нет» - авторитетно разъяснил Коля Смирнов.
«А мы сегодня нашли ещё две пластинки: одна с фокстротом, а на другой какое-то танго» - поменяла тему разговора Танька, тощие косички которой болтались за её ушами.

Девчонкам уж так хотелось обратить на себя внимание ребят. Вот завтра они обязательно принесут новые пластинки и можно будет даже потанцевать. Патефон звучал почти каждый вечер, но имел скромный набор грампластинок. Один из рулевых, двадцатипятилетний Гришка Лисицын, имел гармошку, но играл он плохо и только частушки. А какие танцы под частушки?

Отдельно сидела всегда молчаливая ровесница наших героев с запоминающимся именем Мальвина. Она была капитанской дочкой. Своих симпатий к кому-нибудь из курсантов никак не проявляла. Была стеснительная и молчаливая. Такой и осталась до ухода практикантов с парохода. Красавицей она не была, но потом её долго вспоминали благодаря необычному имени, которое сразу напоминало Буратино и папу Карло с Карабасом-Барабасом.

Сгущающаяся темнота скрывала близкий берег и только три сигнальных огня на мачте предупреждали встречные суда о движении буксира. По левому борту сквозь темноту проявился красный огонёк керосинового фонаря на стоящем бакене. Привычно раздавался шум вращающихся колёс и шлёпанье его деревянных плиц. Незаметно все разошлись по каютам и только наши курсанты зачарованно смотрели в бездонное небо.

«Ну, уже поздно, пора спать» - предложил Стаська Литвинов, С ним согласились и нехотя покинули привычные тёплые места на цистерне. Перед тем, как спуститься в свой кубрик, расположенный здесь же на корме под главной палубой, все направились в судовой туалет, чтобы спокойно спать всю ночь. Помещение гальюна было частью общей надстройки, которая располагалась с обеих сторон гребных колёс. За скромной дверью по правому борту находилось небольшое помещение с двумя дырками в полу. В них была хорошо видна волна, отбрасываемая колёсами. Вот так просто решался вопрос с исполнением естественных надобностей команды. Потому-то для проживания ребята и выбрали кубрик по левому борту. Иллюминатор был близко к уровню воды и, опустив из него руку, можно было зачерпнуть пробегавшую вдоль борта чистую воду.

Обстановка кубрика очень скромная: небольшой столик, подобие шкафчика для одежды и койки одна над другой. Маленький столик создавал неудобство при работе с отчётами по практике, но никто не видел в этом проблемы. И сейчас, когда целый день был чем-то занят, все мгновенно уснули, едва коснувшись головой тощих казённых подушек, показавшихся такими уютными. Сны почему-то не снились и ночь пролетала быстро. Это потом, через многие годы, намаявшись бессонницей и не находя голове места на огромной мягкой подушке, вспоминался тот тесный кубрик, подушка из ватных комков и крепкий молодой сон.

Поскольку на пароходе кормили только обедом и ужином, то завтрак был заботой самих практикантов. Ребята покупали для себя хлеб, сахар и масло. Этого хватало, чтобы дождаться казённого обеда. Когда уходили на практику, то училище выдало каждому наличные деньги на будущее пропитание и положенную стипендию. Четвёрка единогласно выбрала своим казначеем хозяйственного Колю Смирнова, который отличался особой рассудительностью, поскольку был деревенским и, к тому же, сыном директора колхоза. Забота о дополнительном питании легла на его плечи.

Новый день, как всегда, начался с мокрой приборки главной палубы, для чего швабра полощется за бортом, отжимается сколь возможно и после этого протирается всё палубное покрытие. Требуется каждодневно швабрить и самый верх – тентовую палубу, где находится рулевая рубка. Там над каждым колесом «капитанский мостик», огороженный латунными поручнями. Отсюда капитан по медной переговорной трубе подаёт команду в машинное отделение. Он дёргает ручку звонка в машину и дует в переговорную трубу. Услышав звон колокольчика и свисток в переговорной трубе, механик занимает своё место у главного вентиля, которым регулируется подача пара в цилиндры машины. Перед лицом механика расширяющийся раструб переговорной трубы и он отвечает в него:- «Слушаю!» Капитан голосом даёт команду, какой ход дать машине. Механик дублирует команду и увеличивает или уменьшает подачу пара.

«Горец» проходит перекат за перекатом. Солнечный день сопровождает плаванье и так интересно видеть самые разные суда, спешащие по своим делам. Прошли Работки, Кадницы и справа виден затон имени Парижской коммуны, где зимуют только пассажирские пароходы – несбыточная мечта плавать штурманом на одном из них! Любуясь пассажирским пароходом, который легко обгонял "Горца", едва не проглядели, что навстречу буксир ведёт военный корабль.

Невзрачный буксирный пароход имел на буксире новенький сторожевик с зачехлёнными пушками и пулемётами. На фоне более чем скромных буксиров он выглядел красавцем, окрашенным в шаровый цвет. Его команда занималась своими делами, а на открытом всем ветрам ходовом мостике в плетёном кресле сидел в фуражке с белым чехлом и читал книгу, видимо, командир этого красавца. Из корабельного динамика, включённого на полную мощность, звучала знакомая песня: «Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой, глобус крутится, вертится, словно шар голубой ...»

Наши практиканты стояли на палубе над работающим гребным колесом и не могли оторвать взгляд от военного корабля. Гена Жиганов принёс из рулевой рубки два красных сигнальных флажка и послал на корабль сигнал вызова к переговорам по флажному семафору. В училище занимались передачей и приёмом флажных сообщений. Вот Гена и решил применить полученные навыки на практике. Матрос на мостике сторожевика, что-то сказал офицеру и, получив его разрешение, дал ответ о своей готовности к приёму сообщения. Гена смело передал: «Привет морякам от курсантов Горьковского речного училища». На сторожевике подтвердили приём сообщения и матрос-сигнальщик передал свой ответ, который наша четвёрка смогла прочесть: «Моряки благодарят курсантов и желают успешной учёбы». "Горец" продолжал тянуть баржу, а наши романтики стояли и с грустью смотрели на удаляющийся сторожевик, который покорно шёл за своим буксиром.

«Ну и что, ругаете, поди, наш «Горец»? – раздался за спиной голос капитана, - конечно, нет в нём красоты, но ведь он свою работу-то выполняет.»

Капитан стоял позади курсантов и тоже смотрел вслед буксировщику, который увёл сторожевик.

«Да мы понимаем всё, Михаил Фёдорович, но уж больно красивый корабль, – начали они оправдываться. - А наш «Горец» ещё себя покажет».

«Оно, конечно! – усмехнулся капитан. - Давайте-ка помогите сейчас буксир подобрать, а то уж Горький скоро. Баржу на рейд надо будет ставить».

Бросив последний взгляд на ушедший караван со сторожевиком, все четверо отправились на корму, где требовались их свободные молодые руки, чтобы вытягивать на борт провисший буксирный трос.

хххх

В начале августа «Горец» пришёл в свой родной затон Звенигово на плановую котлочистку. Планировалась недельная стоянка и семейные переселилась в свои береговые квартиры, появляясь на борту только на время вахты. Механики вплотную занялись проблемами котла, а практиканты засели за отчёты по практике, поскольку в ближайшее время готовились покинуть славный «Горец». Курсанты никого особо не интересовали и своё свободное время они проводили купаясь и загорая, благо повар продолжала готовить обеды и ужины.

Затон примыкал к Волге. Это был достаточно спокойный и просторный водный участок, где на зимовку вставало много буксирных судов и всем хватало места. Посёлок стоял среди соснового бора, а вдоль домов на песке были уложены толстые доски, выполняющие роль тротуаров. Сейчас сюда привели земснаряд, который проводил углубление отдельных участков акватории затона. Опустив на дно мощную трубу, он размывал грунт и по длинному трубопроводу, рифулёру, лежащему на понтонах, перекачивал его на выбранное заранее место. Когда земснаряд работал на полную мощность, то из конечного отрезка трубопровода вырывался мощный гейзер. Почему-то казалось, что этот фонтан состоит из воды и мало верилось, что в действительности это мощная, разбавленная водой, масса песка, пульпа. «Горец» имел свою лодку, которая всегда болталась за кормой на цепи и при нужде ею пользовались.

В этот солнечный, жаркий день Гена Жиганов предложил взять лодку и отправиться на прогулку по акватории затона. Делать было нечего, а потому все четверо погрузились в лодку и лениво шевеля вёслами отправились на прогулку. Земснаряд работал в обычном режиме и любопытным практикантам было интересно прикоснуться к этой толстой и длинной трубе, лежащей на понтонах. Из конечного отрезка рифулёра вырывался вверх мощный столб пульпы, которая обрушивалась в воду. Они не обратили внимание, что какая-то неведомая сила влекла их лодку всё ближе и ближе к вырывающейся из трубы водно-песчаной массе. Все четверо забыли, что просто хотели спокойно обойти затон, любуясь его красотой. Эта падающая с шумом в воду пульпа всё звала и звала их к себе. Так удав заставляет кролика пищать, но идти к нему в пасть.

Они зачарованно смотрели на обрушивающуюся пульпу и не заметили, как внезапно краешек лодки слегка коснулся её. Это были мгновения, но сидевший на вёслах Гена Жиганов вдруг очнулся и сделал резкий гребок, уводя лодку от бурлящей воды. Лодка скользнула в сторону. Она почти полностью погрузилась в воду и наши аргонавты увидели, что их ноги глубоко погружены в песок. Они вдруг ощутили страх, поняв, чем могло закончиться такое опасное любопытство. Задержись они под струёй ещё несколько мгновений и трудно сказать, чем бы всё могло окончиться. С трудом освободились от попавшего в лодку песка, они направились к родному "Горцу". Желание любоваться окружающей красотой пропало. О происшествии никому ничего не сказали.

Команда «Горца» занималась котлочисткой, а у практикантов подошло время окончания практики. Они собирали свои чемоданчики и ожидали прибытия пассажирского парохода, который идёт в Горький. Прогромыхав сапогами по трапу, в кубрик ввалился рулевой Гришка Лисицын и неожиданно предложил:-

«Ребята, купите у меня гармонь. Отдам дёшево, 30 рублей, решайте!»

Гармонь была им ни к чему, тем более никто не умел играть. Но Гришка цену-то ей назначил всего 30 рублей! Хоть и не нужна, но за такую сумму...? Казначей подумал и сказал, мол, с остатков их денег вполне можно купить ту гармошку, а потом её «разыграть в морского» - кому она достанется, тот пусть и учится играть. Лисицын получил деньги, а гармонь перешла к новым хозяевам.

Теперь её надо разыграть (бросить жребий) «в морского». Для этого решается с кого начать счет и по команде «три!» каждый выбрасывает какое-то число пальцев. Их суммируют и начинают считать. И вот неожиданность! Жребий пал на Стаську Литвинова. Тот думал недолго и отказался от новой собственности в пользу Коли Смирнова. Как уже было сказано, он был деревенский и сам Бог велел ему играть на гармошке. Коля гармонь взял, но научился ли играть на ней – никто не знает до сих пор.

Во второй половине дня к местному причалу подошёл пассажирский пароход "Спартак". Он ходил на скорой линии Горький-Астрахань-Горький. Курсанты простилась с командой и в окружении пароходной ребятни и молчаливой Мальвины направилась к "Спартаку". И навсегда осталось тайной, понравился ли кто-нибудь из них Мальвине или нет? Хотя билетов на проезд не было, но курсантов без лишних разговоров приняли на борт. Раздался третий гудок и колёса "Спартака" вспенили воду. Прощаясь все замахали руками. Пароход удалялся от пристани и открывалась панорама затона. Также работал земснаряд, из рифулёра обрушивался поток пульпы и уткнувшись носом в берег стоял "Горец". Из его трубы вился лёгкий дымок. Это поднимали пар в котле, готовясь к выходу в рейс. А наших героев ждало родное училище и неизведанные дороги, по которым суждено каждому из них пройти.
http://www.proza.ru/2016/01/20/2010
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Медвежуть
Сообщения: 2375
Зарегистрирован: 02 июн 2017, 17:04
Благодарил (а): 769 раз
Поблагодарили: 2411 раз

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение Медвежуть » 17 ноя 2017, 15:36

Интересный рассказ, и слог лёгкий. Но вот канализация естественным путём как - то не очень. Бедная Волга!

Аватара пользователя
Angel
Сообщения: 6803
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:09
Откуда: Москва
Благодарил (а): 3404 раза
Поблагодарили: 5432 раза
Контактная информация:

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение Angel » 27 ноя 2017, 08:20

нашла интересную статью: Корабль-призрак найден. Была ли "Любовь Орлова" в плену у наркомафии?

ссылка на нее https://life.ru/t/флот/1064064/korabl-p ... narkomafii
Порой, чтобы сохранить ангельский характер, нужно дьявольское терпение.
Я девушка милая и пушистая....но...лучше не злить. Тихо закопаю и скромно отпраздную...

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15291
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17181 раз
Поблагодарили: 15083 раза

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение Irinka » 19 дек 2017, 00:23

Изображение
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15291
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17181 раз
Поблагодарили: 15083 раза

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение Irinka » 30 дек 2017, 11:54

Публикация в газете "Вечерний Ростов" от 6 февраля 2004 г. Причальные кнехты изготовлены на механическом заводе Д.А. Пастухова в кон. XIX века (на фото тумба 1899 года) и установлены на набережной в г. Ростове-на-Дону. Эта публикация является ярким примером того, что и газетные вырезки могут нести полезную историческую информацию. Ни в одной серьёзной научной книге не удастся найти их изображение в "полный рост".
Ростов на дону. rostovbereg.ru

Изображение
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15291
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17181 раз
Поблагодарили: 15083 раза

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение Irinka » 06 мар 2018, 15:49

Реклама из газеты "Вечерний Ростов" начала 80-х годов
Изображение
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15291
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17181 раз
Поблагодарили: 15083 раза

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение Irinka » 06 мар 2018, 20:10

Летом 1996 года с помощью "мегаракетовоза" МАЗ-7907 осуществлена перевозка 88 тонного теплохода, длиной 40 метров, с реки Березины за 250 км на озеро Нарочь.
phpBB [video]
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15291
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17181 раз
Поблагодарили: 15083 раза

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение Irinka » 24 апр 2018, 22:55

Изображение
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
MIXCD
Сообщения: 5155
Зарегистрирован: 02 май 2017, 22:59
Откуда: MWO
Благодарил (а): 937 раз
Поблагодарили: 4355 раз

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение MIXCD » 25 апр 2018, 13:57

Ой, а я помню такие. Ходил на ОР и еще каком-то до Солнечной поляны. По воскресеньям в 10.00. Народу много было - детей и взрослых. Без кают и питания. Просто гуляли по палубам и сидели, книжки читали.

Аватара пользователя
MIXCD
Сообщения: 5155
Зарегистрирован: 02 май 2017, 22:59
Откуда: MWO
Благодарил (а): 937 раз
Поблагодарили: 4355 раз

Re: Разные старости. Газеты, журналы, рассказы

Сообщение MIXCD » 30 апр 2018, 20:38

Общедоступный круиз по Волге Волгоград-Москва на комфортабельном теплоходе "Тимирязев". Ресторан, душевые, горячая вода, умывальники в каютах, кино, дискотеки...

Изображение

Ответить

Вернуться в «Речная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей