Таллиннские зарисовки. Осень 2017.

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4655 раз
Поблагодарили: 5972 раза
Контактная информация:

Таллиннские зарисовки. Осень 2017.

Сообщение avis » 14 окт 2017, 12:24

Золотая осень в этом году оказалась дождливой почти на всей Восточно-Европейской равнине. Но как ни старалась небесная канцелярия испортить впечатление от осеннего Таллинна - не получилось! А вот то, что я задумала - получилось!

Организм настойчиво требовал путешествий. Однодневные экскурсии вряд ли можно назвать путешествием, хотя они и помогают справиться немного с обыденностью. Но как быть, если простейшие поездки по России невероятно затратны? Неоправданно дорого стоит проезд до места. Например, проехаться во Владимир на том же "Стриже" - 1300р в одну сторону! Электрички не рассматриваются, конечно, а стоимость билетов рассматривается на тот же момент, что и покупка таллиннских. Дорого получается проживание. Например, "отель" в Болдино хочет 2000р за ночь при одноместном размещении, плюс стоимость проезда, плюс покушать и т.п. в итоге получается ого-го за три дня. Про поездку на Черное море я уже и не говорю....Ну так выход из этого какой? Можно сидеть дома и никуда не ездить - не моё, свихнусь от скуки, а можно ехать за границу - получить за те же или даже за меньшие деньги во сто крат больше впечатлений, сервис в соответствии с затраченными средствами и, наконец, тупо поесть три дня качественных продуктов.

По традиции предваряю свой рассказ несколькими фотографиями для создания настроения.

Таллиннские зарисовки. Осень 2017.

Осень в дюнах

Изображение

Пароход-ледокол "Суур Тылл"

Изображение

Осень в Кадриорге

Изображение
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4655 раз
Поблагодарили: 5972 раза
Контактная информация:

Чудеса железнодорожной арифметики

Сообщение avis » 14 окт 2017, 22:06

Чудеса железнодорожной арифметики

Зная удачное расписание поезда "Балтийский экспресс" Москва-Таллинн, а, именно, прибытие в Таллинн в 13.30 и отправление обратно в 17ч, я планировала короткое путешествие с двумя с ночами в отеле города Таллинн. Таким образом, присоединив к полным суткам 9 октября по полдня 8 октября и 10 октября получается два дня в Таллинне. Так уж получается, что с 2014 года бываю в Таллинне ежегодно. Однако, если два предыдущих года Таллинн был не главным местом посещения, а транзитом на пути в Стокгольм и Пярну, то сейчас я намереваюсь ознакомиться с теми столичными достопримечательностями которые остались неохваченными в первую поездку. Так сказать, изучаю Таллинн по частям короткими набегами.

В день отъезда 7 октября 2017 года в Москве внезапно распогодилось. Однако, деревья ещё изрядно зелёные.

Изображение


Изображение

Интересно, какая будет осень, когда я вернусь? Сравним потом.

Упаковывая чемодан я не переставала изумляться, как, ну вот как у РЖД получается, что 2+2 не равно 4? Это только у нас так или на европейских ЖД тоже? Надо как-нибудь поиграться. А дело собственно вот в чём. Проезд в поезде Москва-Таллинн и без того отличается дешевизной. Билет в купе в одном направлении стоит 4,5 тысячи, плацкарт что-то типа 3,5т рублей, но рекордсменом дешевизны является проезд в сидячем вагоне - 3 с небольшим тысячи рублей. Состав поезда состоит из таллинской группы вагонов и питерской, тех, что отцепляют в Санкт-Петербурге, ведь поездом активно пользуются люди, желающие дешево доехать из Москвы в Питер в удобное время. Ночь в поезде и рано утром (5.40) в Питере. По сему данный поезд никогда не бывает пустым, а ходит каждый день. И билетов в сидячку накануне не бывает никогда.

Засада заключалась в том, что на полный маршрут Москва-Таллинн в сидячем вагоне не было мест вовсе, вот тогда и пришла мне в голову звёздная мысль разбить маршрут по Питеру. И билеты нашлись, правда на разные места, но в одном вагоне. Путём несложных арифметических действий оказалось, что сумма стоимости билетов Москва-СПБ (693р) и СПБ-Таллинн (1343р) сильно меньше билета Москва-Таллинн (3315р). Спрашивается, за что мы, москвичи, платим те 1200р разницы? Разумеется, обратные билеты я купила по той же схеме, но поскольку в таллинской группе вагонов не было мест в сидячку, а плацкарт только верхние боковые, то на отрезок СПБ-Москва взяла плацкарт за 806р нижнее, не боковое в вагоне, который прицепят в Питере. Итого: 2445 рублей чистой экономии при покупке билетов по отрезкам!

Вот так выглядит сидячий вагон поезда "Балтийский экспресс". Вагон старенький, без изысков. Два туалета внешне выглядят как обычные, с видом на рельсы, но теперь они биотуалеты и на стоянках не закрываются. Кресла очень удобные, широкие. Ряды расположены на хорошем расстоянии, ноги есть куда деть. Особо удобны, конечно, места в середине, вон там у непонятных штук. Там перед креслами места очень много не только, чтоб вытянуть ноги, но и поставить большой багаж. В Питере вагон опустел, потом сели немного пассажиров, преимущественно до Кингисепа и Иван-города.

Изображение

Столь значительное время, почти 14 часов, я ещё никогда не ездила в вагоне с местами для сидения. Это был эксперимент. Ясно было одно, что хотя кресла раскладываются почти до горизонтального положения, но подушечку лучше захватить. Накануне купила за 250р и могу смело утверждать, что преимущество подушки формы "косточка" перед подковообразными и, тем более, надувными очевидно. В вагоне многие используют подушки, не первый раз едут и я наблюдала как неестественно запрокидывается голова или свисает на бок в этих "воротниках". И потом, надувать-то как будете? Главное же, подушка должна быть достаточно жесткой и достаточной высоты для шеи. Минус моей подушки - занимает место в багаже, но ради комфорта можно и взять. Очень полезная вещь. Я прекрасно выспалась и совсем не устала. Ничего нигде не заболело: ни шея, ни поясница.

Изображение

Отель в Таллине выбирался по принципу "как можно ближе к вокзалу, чтоб никаких трансферов и тягания багажа каким бы небольшим он был". Go Hotel Shnelli расположен не то, что у вокзала, а я бы сказала прямо на вокзале. Конечно, при бронировании я запросила возможность номера с видом на старый город и отель подтвердил, однако при заселении оказалось, что за это надо доплатить по 10 евро за ночь и тогда смысл моей как можно более экономной поездки пропадает. За 54 евро за ночь можно в Таллинне найти отель и получше, а в этом останавливаться есть смысл только из экономии ибо за 40 евро с завтраками лучше вряд ли найдёшь.

Изображение

Изображение

Отель средненький, чистенький. Из всех номеров открываются виды - если не на Старый город, то на вокзал и город за ним. Тоже красиво. Хотела сфоткать состав на котором только что приехала, а его успели отогнать уже, хотя я заселилась моментально. Остался на путях только локомотив, дизельный, в Эстонии на жд нет контактной подвески. Железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Таллинном появилось в 1870 году, в 1913 году построили вокзал, сейчас называемый Балтийским. За вокзалом - здание рынка.

Изображение

Вот за что люблю этот вокзал - тут чайки летают. Немного найдется городов, где Вас встречают и провожают чайки.

Изображение

Посмотрим в другие окна в торцах здания. Ага! Вот где наш поезд!

Изображение

Вид на парк Shnelli, который расположен у подножия холма и как бы огибает Тооомпеа. А ещё тут внизу паровоз.

Изображение

С другого торца здания, в окошке у лифтов - вид на Старый город (Vana Tallinn или Vanalinn) шпиль собора Св.Олафа (Олевисте) - великолепный таллинский ориентир!

Изображение

А теперь я еду в лифте. Да, в лифте. Одна стенка у него прозрачная. Вид на Тоомпеа, холм Старого города. Погода, как видите, не радует. Но сегодня хотя бы временами солнце, временами дождь.

Изображение

Дабы не повторять рассказ о Старом Таллине и районе пассажирского порта, то можно почитать https://avis5.livejournal.com/29639.html или на нашем прежнем форуме.
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4655 раз
Поблагодарили: 5972 раза
Контактная информация:

Каламая. Таллинн.

Сообщение avis » 15 окт 2017, 00:45

Рынок у Балтийского вокзала

Балтийский вокзал расположен в центре города. С одной стороны путей - Старый город. Чтоб войти внутрь крепости идти не более 5 минут.

Изображение

Я сейчас отправляюсь на другую сторону жд путей в район Каламая, ибо так будет самый короткий путь в Лётную гавань. Однако, надо позаботиться о проездном билете, ведь в эту поездку далеко не все места посещения будут находиться в пешей доступности от отеля. В Таллинне действует наземный общественный транспорт: автобусы, трамваи и троллейбусы. Подробнее можно посмотреть https://www.visittallinn.ee/rus/visitor ... -transport. Разовый билетик можно купить только у водителя и стоит он 2 евро. Но есть возможность существенно сэкономить, если купить Единую проездную карточку, это особенно актуально, если планируете воспользоваться общественным транспортом более двух раз. Купить карточку можно в R-kiosk, коих в городе много. Это такие небольшие магазинчики или большие палатки, где можно купить продукты, прессу, попить чай-кофе, разогреть готовую еду и прочее. Очень удобно. Надо обратиться к продавцу и сказать, что Вам нужна единая проездная карта и какая: на час, на 1,3,5 или 30 дней. Залог по карте составляет 2 евро - эти деньги вернут, когда сдадите карту, что можно сделать в местах её продажи. Мне был удобен билет на 3 дня за 5 евро - это значит катаешься три дня без ограничений. Турникетов в транспорте нет, но каждый раз заходя надо валидировать билет, приложив к оранжевым устройствам, расположенным у каждой двери.

Изображение

Изображение

Заглянем на рынок.

Изображение

Помимо обычной для рынка торговли овощами-фруктами, мясом-сырами и прочими продуктами, здесь торгуют цветами и рассадой, есть много кафешек. На нижнем этаже (подземном) - супермаркет сетевой, а на верхнем - барахолка. Такая барахолка с цивилизованными мусорными баками.

Изображение

Настоящая барахолка, из рук в руки - люди выставляют вещи на продажу по весьма демократичным ценам

Изображение

Изображение

Вид на Старый город от рынка. Здесь всё рядом.

Изображение

Каламая

Итак, я отправляюсь в Лётную гавань на берег Балтийского моря. Самый короткий путь туда пролегает через район Каламая по улице Vana-Kalamaja, т.е. Старая Каламая.

Изображение

Каламая — старый микрорайон Таллина за пределами Старого города. Если старый город - это средневековый город-крепость, то Каламая - это старый Таллинн, некогда рыбацкая деревня, где и сейчас дома преимущественно деревянные. "Кала" - рыба. Как пригород Таллинна известен с 1374 года и с того времени тут обитали рыбаки, торговцы рыбой и мастеровой люд, строивший и чинивший лодки рыбаков. С того времени как появилась железная дорога, район начал промышленно развиваться и заселяться рабочими. Для проживания рабочих в начале 20-го века стали строить двухэтажные деревянные дома. Вот тут прям уже один попался.

Изображение

Конечно, есть и более современная каменная застройка и стройка продолжается. Довольно трудно найти в Таллинне ракурс, где б в кадр не норовила попасть какая-то стройка. Это очень по-таллиннски. Таллинн в шутку называют легендарным долгостроем. Согласно легенде, когда строили Старый город один старик попросил у рабочих еды, те отказали, дескать им некогда, надо город строить. Старик был духом озера Юлемисте (в Таллинне есть большое озеро) и он поклялся, что когда город достроят, он его затопит. Поэтому выходит этот старец по осени на дорогу и спрашивает у всех прохожих, не построили ли город? Разумеется, получает ответ, что нет, не построили ещё. Поэтому стройка в Таллинне никогда не завершится.

Изображение

Каламайская аптека, находится здесь с 1905 года.

Изображение
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4655 раз
Поблагодарили: 5972 раза
Контактная информация:

Каламая. Таллинн.

Сообщение avis » 15 окт 2017, 01:07

Каламайская баня, 1929 год, считается одним из красивейших зданий времен Первой Республики. Явные признаки северного модерна.

Изображение

Деревянные дома.

Изображение

Изображение

Изображение


Изображение

А это, так сказать, новая Старая Каламая. Очень симпатичные жилые дома, невысокие, выдержанные в духе старого квартала.

Изображение

Изображение

Здесь я свернула на улицу Kuti. Экий, однако контраст. Вот только шикарные новые дома были и снова старая застройка.

Изображение

Следует упомянуть, что рабочие предместья Ревеля в основном застраивались двухэтажными деревянными домами, так называемыми "лендеровскими". Архитектор и инженер Вольдемар Лендер был городским головой в 1906–1913 годах. Настоящий Таллинн - это деревянная малоэтажная застройка, сохранившая, кстати, не только в Каламая. Всё это успешно соседствует с современными зданиями и с вновь строящимися ультра-современными. Такой уж Таллинн - вечно строящийся.
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

vitalik76
Сообщения: 1348
Зарегистрирован: 11 июн 2017, 09:55
Поблагодарили: 1349 раз

Re: Каламая. Таллинн.

Сообщение vitalik76 » 15 окт 2017, 10:11

avis писал(а):
15 окт 2017, 00:45
Разовый билетик можно купить только у водителя и стоит он 2 евро. Залог по карте составляет 2 евро - эти деньги вернут, когда сдадите карту, что можно сделать в местах её продажи. Мне был удобен билет на 3 дня за 5 евро
Сравниваю цены в Москве по обычным билетам и карте "Тройка". Разница конечно есть, но здесь она просто колоссальная. Если одна поездка стоит 2 евро, а проездной на 3 дня - 5, так получается это почти даром. И что, у этого проездного нет никаких подводных камней? Просто при такой разнице в ценах, разовый билет никто покупать не станет.

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4655 раз
Поблагодарили: 5972 раза
Контактная информация:

Re: Каламая. Таллинн.

Сообщение avis » 15 окт 2017, 14:18

vitalik76 писал(а):
15 окт 2017, 10:11
Сравниваю цены в Москве по обычным билетам и карте "Тройка". Разница конечно есть, но здесь она просто колоссальная. Если одна поездка стоит 2 евро, а проездной на 3 дня - 5, так получается это почти даром. И что, у этого проездного нет никаких подводных камней? Просто при такой разнице в ценах, разовый билет никто покупать не станет.
Никаких "подводных камней" у билета не замечено. Ездила много, всегда срабатывает. При считывании на валидаторе загорается зелёная лампочка и это всем пассажирам видно. По существу тема оплаты проезда актуальна только для взрослых приезжих без детей до трех лет т.к. проезд бесплатный для детей до 7 лет (вне зависимости гость он или абориген), взрослых, сопровождающих ребенка до 3 лет (опять же вне зависимости от гражданства и места проживания), жителей города Таллинна (обязательно наличие документа, удостоверяющего личность и Единый проездной билет). Общественный транспорт для удобства, для людей, а не для зарабатывания денег - вот и вся философия. Да что и говорить, в том же Париже, городе, где всё дорого и нет льгот на проезд, всё равно есть механизм удешевления проезда, причём существенный. Билет на наземном транспорте можно использовать в течение 1,5 часов пересаживаясь на другие маршруты. У нас за каждый проход через турникет надо платить. Исключаем ситуацию с МЦК, конечно.
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: Каламая. Таллинн.

Сообщение serzhik » 15 окт 2017, 19:42

avis писал(а):
15 окт 2017, 14:18
Общественный транспорт для удобства, для людей, а не для зарабатывания денег - вот и вся философия.
В этом, действительно, вся суть и корень отличия "нас" от "них"... :(

avis, а язык общения в отеле/с водителем/в киоске и т.д. был какой?
...

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4655 раз
Поблагодарили: 5972 раза
Контактная информация:

Re: Каламая. Таллинн.

Сообщение avis » 15 окт 2017, 20:07

serzhik писал(а):
15 окт 2017, 19:42
...
avis, а язык общения в отеле/с водителем/в киоске и т.д. был какой?
Язык общения - русский! Причем, создалось ощущение, что не только общения местных и гостей, а и между собой. Я в транспорте постоянно слышала диалоги на русском. Дети в/из школы едут - нормальные русские дети. Действительно плохо понимают и говорят молодые эстонцы без русских корней, где-то 23-25 лет. Они вроде утвердительно отвечают на вопрос: "Говорите ли Вы по-русски", но дальше начинаешь спрашивать и понимаешь, что они не понимают. Тогда переходим на английский. Ещё таллиннская фишка - к Вам запросто могут обратиться по-фински, паромное-то сообщение тут очень развито и в городе ежедневно полно финнов.
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

Милана

Re: Каламая. Таллинн.

Сообщение Милана » 15 окт 2017, 20:58

avis писал(а):
15 окт 2017, 20:07
serzhik писал(а):
15 окт 2017, 19:42
...
avis, а язык общения в отеле/с водителем/в киоске и т.д. был какой?
Язык общения - русский! Причем, создалось ощущение, что не только общения местных и гостей, а и между собой. Я в транспорте постоянно слышала диалоги на русском. Дети в/из школы едут - нормальные русские дети. Действительно плохо понимают и говорят молодые эстонцы без русских корней, где-то 23-25 лет. Они вроде утвердительно отвечают на вопрос: "Говорите ли Вы по-русски", но дальше начинаешь спрашивать и понимаешь, что они не понимают. Тогда переходим на английский.
Прошу прощения за офф. В Латвии такая же ситуация: чистейший русский язык повсюду, мгновенный переход с латышского на русский. Но это относится к представителям моего поколения и старше. Дальше у молодых латышей начинаются трудности. Они не только русского почти не знают, но и их английский находится на таком примитивном уровне, что они реально иногда не могут нормально обслужить иностранца в магазине или кафе.

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4655 раз
Поблагодарили: 5972 раза
Контактная информация:

Лётная гавань

Сообщение avis » 15 окт 2017, 21:13

Лётная гавань

Морской музей Эстонии http://meremuuseum.ee/ru/ вырос из небольшой коллекции предметов, собранных в 1920-х годах. И сколько не произноси "оккупация", но факты не свидетельствуют о том, что в 1940-ом году музей был уничтожен. Нет, он сменил место дислокации. А вот указом министра культуры от 1-го июля 1961-го года был вновь основан Государственный морской музей Эстонии. Экспозиция располагалась в старом городе и ей катастрофически не хватало места. А башня Толстая Маргарита, где ныне находится одна из частей музея - стояла полуразрушенная и без крыши. И тут, внимание! СССР г.Москва получил право принять Олимпийские игры 1980-го года. А так как регата должна была проходить в Таллинне, гости приедут, а тут разруха, то "оккупанты" нашли средства и восстановили старый город....

Однако, шло время, помещения Толстой Маргариты маловаты и не позволяют выставлять корабли, поэтому в в 2010-м году были начаты работы по реставрации ангара для гидросамолётов и в 2012 году открылась ещё одна экспозиция - Лётной гавани - Lennusadam (sadam - гавань, порт)
http://meremuuseum.ee/lennusadam/ru/

Вот я сюда и пришла. Еле пробралась ко входу через какую-то грязь, стройку и разруху

Изображение

Собственно ангар - здание музея.

Изображение

Внутри ангара есть экспозиция, там тоже корабли и подводная лодка, но я ставила целью только осмотр кораблей на открытом воздухе. Билет для осмотра всей экспозиции музея (ангар и снаружи плюс Толстая Маргарита) стоит 14 евро, можно две части музея смотреть не в один день), осмотр кораблей в гавани - 6 евро и, главное, что меня интересовало - посещение парохода-ледокола "Суур Тылл". Едва приблизилась к берегу ветер стал сбивать с ног. Да, сегодня Балтика неспокойная.


Изображение

Из Лётной гавани хорошо видно пассажирский порт Таллинна.

Изображение

Изображение

А вот и он! "Суур Тылл". Читать об истории этого парохода на сайте музея и в эстонских источниках не рекомендуется, потому, что она умалчивает о главном. Это РОССИЙСКИЙ пароход, большую часть жизни прошедший под именем "Волынец". Один из трех сохранившихся на Балтике паровых ледоколов начала 20-го века.

Изображение

Анфас.

Изображение

Чтоб не возникало сомнений в "ледокольности" - несколько фото, сделанных в музее парохода внутри самого парохода.

Изображение

Изображение


А теперь мне придётся изложить здесь (постараюсь покороче) текст из Википедии, потому как надо же дать историческую справку. Прежде всего важно что? Возраст. Пароходу больше ста лет!

"Ледокол был построен в 1914 году по заказу правительства России на верфи «Вулкан-Верке» (нем. Vulcan-Werke, Штеттин, Германия) для работы в Финском заливе. Изначально назван «Царь Михаил Фёдорович» в честь первого царя династии Романовых и приписан к порту Ревель.

В 1914 году был мобилизован и затем включен в состав Балтийского флота. Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции. С 8 марта 1917 года переименован в «Волынец» в честь поддержавшего февральскую революцию Волынского полка. В том же году экипаж перешёл на сто­рону большевиков.

В апреле 1918 года ледокол был направлен в Хельсинки для оказания помощи русским военным кораблям и их ледовой проводки в Петроград.

В Хельсинки ледокол был захвачен финскими белогвардейцами. Отправлен в Таллин, к тому времени занятый немецкими войсками. 28 апреля 1918 года переименован в «Вяйнямёйнен» (фин. Wäinämöinen, имя героя финского эпоса). Находясь под финским контролем, использовался для проводки немецких кораблей"

Фото из музея

Изображение


"По окончании первой советско-финской войны в результате Тартуского мирного соглашения должен был быть возвращён РСФСР . 7 декабря 1922 года ледокол был передан Эстонии и 20 ноября 1922 года переименован в «Суур Тылл» (эст. Suur Tõll, имя героя эстонского фольклора)". Подтверждений того переименования нет, а есть вот это "Однако свидетельство о флаге под номером 001 переименованному в Suur Tõll судну было выдано лишь 7 января 1992 года"


"В 1940 году после присоединения Эстонии к СССР ледокол был зачислен в состав Эстонского пароходства. В 1941 году вошёл в состав Балтийского флота, после начала Великой Отечественной войны мобилизован, вооружён и включен в состав отряда особого назначения Краснознамённого Балтийского флота.

11 ноября 1941 года снова переименован в «Волынец». В период Великой Отечественной войны принимал участие в эвакуации флота из Таллина в Кронштадт, в эвакуации гарнизона Ханко.

После войны, в 1952 году, прошёл капитальный ремонт и модернизацию.

11 октября 1988 года «Волынец» отправился из Ломоносова в Таллин.

После распада Советского Союза ледокол был поставлен на вечную стоянку и в настоящее время является судном-музеем"


Изображение

И вот технические данные из музея:

Тоннаж 4200-4800 тонн
Длина - 75,6 м
Ширина - 17,5 м
Осадка - 7,2 м
Мощность - 4973 л.с.
Скорость - 15 узлов (28 км/ч)
Расход угля - 40-60т в сутки
Расход жидкого топлива - 20-30т в сутки
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

Ответить

Вернуться в «Путешествия 2017»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей