Речное пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения проекта 23180 «Валдай 45Р» было разработано в 2014 году АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской и морской техники». Судно предназначено для перевозки пассажиров по рекам и озерам в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.
Район эксплуатации: Судоходные реки разряда «Р», то есть эксплуатировать судно можно на полноводных реках всей территории России от Центральной части до Дальнего Востока.
Класс судна в соответствии с правилами Российского Морского Регистра Судоходства: R 1,2/0,7 СПК - A.
Мореходность: Обеспечено движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны hв1% до 0,7 метра и ветре до 2 баллов.
При высоте волн hв1% до 1,2 метра и ветре до 3 баллов — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме.
Основные характеристики: Водоизмещение полное 21,4 тонны, порожнее 15,9 тонны. Длина габаритная 21,3 метра; ширина габаритная 3,6 метра, с учетом крыльев 5,2 метра; осадка габаритная (в водоизмещающем режиме) 1,2 метра; высота от поверхности воды (в крыльевом режиме) 5,5 метра. Экономическая эксплуатационная скорость хода не менее 35 узлов. Пассажировместимость 45 человек. Экипаж 2 человека. Дальность хода в полном водоизмещении 216 морских миль. Автономность хода 8 часов. Главная энергетическая установка: главный двигатель марки D2842LE410 «MAN» (Германия), мощностью 610 кВт.
Головное судно «Валдай 45Р» проекта 23180 «Ростислав Алексеев»: Строительство судна было начато в мае 2015 года на собственном производстве АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». Это первое речное пассажирское СПК нового поколения. Последнее подобное судно было построено еще в СССР более 30 лет назад. В июне 2017 года московское подразделение Группы компаний «Морская Техника» при поддержке инженерного центра МТ поставило дизель-редукторный агрегат, который состоит из судового дизельного двигателя MAN D2842LE410 мощностью 1100 л.с./2100 об/мин, реверс-редуктора ZF и соединяющей эластичной муфты Centa. Спущено на воду 28 сентября 2017 года. Судну дали имя «Ростислав Алексеев» — в честь создателя советских судов на подводных крыльях, легендарных «Ракет» и «Метеоров». Крестной матерью стала его дочь, которая по морской традиции разбила бутылку шампанского о корпус. Судно спущено на воду для дальнейшего проведения испытаний на открытой воде, с последующей работой по отделке судна. Будет введено в эксплуатацию в 2018 году. По сообщению от 05 мая 2018 года в ближайшее время будет отправлено в г. Санкт-Петербург для участия в «ПМЭФ-2018». Планируется, что первоначально судно будет использоваться в Санкт-Петербурге в период проведения Чемпионат Мира по футболу 2018 для перевозки почетных болельщиков, с последующей передачей заказчику.
Второе судно «Валдай 45Р» проекта 23180 (заводской номер С-502): Заложено 28 сентября 2017 года на собственном производстве АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». 05 мая 2018 года спущено на воду. Крестной матерью стала Соболева Лариса Ивановна, инженер по подготовке производства
Первое судно этой серии.28 сентября на территории научно-производственного комплекса АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» в деревне Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области спустили на воду современное судно на подводных крыльях «Валдай 45Р».
Эта серия будет называться «Валдай-45Р». Первому судну дали имя «Ростислав Алексеев» — в честь создателя советских судов на подводных крыльях, легендарных «Ракет» и «Метеоров». Шампанское о корпус разбивает его дочь.
Так же сегодня заложено второе судно проекта 23180 «Валдай 45Р». После Чемпионата Мира по футболу оба судна направятся своему заказчику в Ханты-Мансийский автономный округ.
Головное судно СПК «Валдай 45Р» начнет навигацию уже в 2018 году. Эксплуатация судна планируется провести в Санкт-Петербурге в период проведения Чемпионат Мира по футболу 2018 для перевозки почетных болельщиков, с последующей передачей заказчику.
В Санкт-Петербурге состоится презентация судна на подводных крыльях нового поколения «Валдай 45Р».
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018) 24 мая 2018 года в акватории Невы состоится презентация скоростного пассажирского судна на подводных крыльях (СПК) нового поколения «Валдай 45Р», спроектированного и построенного АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».
Работа над созданием СПК «Валдай 45Р» ведется в рамках Государственной программы РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 гг.». Строительство серии судов на подводных крыльях символизирует возрождение скоростного флота России.
«Валдай 45Р» – преемник лучших традиций «Метеоров» и «Ракет», способен обеспечить скоростную перевозку пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа. Данное судно предназначено для эксплуатации на полноводных реках всей территории России от Центральной части до Дальнего Востока. Длина судна составляет 21,3 м, ширина – 5,2 м, скорость – 65 км/ч, пассажировместимость – 45 человек, дальность плавания – 400 км, экипаж – 2 человека.
Это первое речное пассажирское СПК нового поколения, которое строится на собственном производстве ЦКБ с использованием самого современного оборудования и материалов. Последний раз ЦКБ самостоятельно строило судно подобных размеров по своему проекту около 50 лет назад. Технический спуск головного судна, состоявшийся в сентябре в Нижегородской области, был приурочен к 100-летию великого конструктора, создателя судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева.