30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение serzhik » 13 фев 2018, 20:45

Старая Майна.

После Ульяновска, с 16 до 19, у нас состоялась ещё одна стоянка, на этот раз в Старой Майне. Конечно, это уже не юг. Тут и пляж другой - травянистый и земляной. Но выглянуло солнышко, и многие воспользовались этим, чтобы ещё разок искупаться.
Есть ли что в окрестностях этой стоянки - не знаю, мы провели всё время на пляже )))
...

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение serzhik » 13 фев 2018, 21:00

14 августа. Чебоксары - Ильинка.

В Чебоксарах состоялась автобусно-пешеходная экскурсия. Причём автобусная её часть проводилась на ЛИАЗах, снятых с городских маршрутов. Половина группы ехала стоя. Впрочем, главной целью было доехать до нужного объекта, откуда автобус отправлялся за другой группой, а нам экскурсовод рассказывал о... Чапаеве )))
Да, главной темой экскурсии по Чебоксарам в то время был именно комдив Чапаев.
Зато мы посетили музей, куда сейчас экскурсии с теплоходов практически не проводятся...

Изображение

Изображение

После обеда, в районе 16-30 мы подошли к пристани Ильинка. Да, тогда не было стоянки в Козьмодемьянске (вернее, у нас она всё-таки была, но об этом чуть позже). Чебоксары шли в дуэте с зелёной стоянкой в Ильинке.
И знаете, весьма примечательное местечко оказалось. Дело в том, что эти места связаны с учёным-лесоводом Гузовским. Здешние леса так и называются - дубравы Гузовского.
Но там есть не только дубы, но и целые аллеи с черёмухой, на селекцией которых работал этот учёный. Говорили, что там есть съедобные сорта черёмухи, плоды которой размером с вишню!
Такую не встретили, но вот у "Старейшины Чувашских Дубрав" сфоткаться надо было обязательно )))
Фотка со мной не получилась, а вот с моими родителями вышла неплохо )

Изображение

На протяжении нескольких дней мы шли параллельно с "Леонидом Соболевым".
Изображение
...

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение serzhik » 13 фев 2018, 21:10

А теперь небольшое отступление о Козьмодемьянске.
Стоянка там не предусматривалась, тем удивительнее было видеть, когда теплоход вдруг свернул с середины реки и направился к берегу. Мы не сразу поняли, что происходит. Предположили даже, что кому-то из туристов потребовалась помощь.
Но цель швартовки в Козьмодемьянске была иной. Как сказали другие туристы, чуть не половина экипажа "Ворошилова" была из этих мест. Вот и рванул теплоход к причалу на 10-15 минут, дабы выгрузить южные дары, привезённые экипажем своей родне.
Арбузы, дыни, вяленая рыба - всё это стремительно выгружалось и передавалось из рук в руки. Кто-то даже выскочил на берег, чтобы обняться и поцеловаться.
Но вскоре раздался гудок, и теплоход продолжил свой путь.
Вот так и я побывал первый раз в Козьмодемьянске :D Так сказать, проездом )))
...

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение serzhik » 13 фев 2018, 21:15

Собственно, после этого дня круиз уже не шёл, а летел к своему окончанию. До Москвы значилась лишь одна стоянка - в Ярославле.
Горький прошли утром, притормозив там на полчасика, в Городце остановки не было, и мы прямиком пошли на Ярославль.

16 августа. Ярославль.

Странно, но почему-то не сохранилось ни одной фотки из этого города. Экскурсия была пешеходной. Вдоль по набережной, и к Спасо-Преображенскому монастырю.

Поскольку фоток из Ярославля нет, то размещу палубную фотографию. По ней видно, что мебели на палубах было, мягко говоря, не много. Дефицит стульев особенно чувствовался в южной части круиза, когда хотелось побольше времени проводить на палубе.

Изображение
...

Аватара пользователя
Медвежуть
Сообщения: 2375
Зарегистрирован: 02 июн 2017, 17:04
Благодарил (а): 769 раз
Поблагодарили: 2411 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение Медвежуть » 13 фев 2018, 21:22

Да, тогда было не мало зелёных стоянок. А сейчас их почему то не жалуют...

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение serzhik » 13 фев 2018, 21:26

17 августа. Новоокатово.

В этот день состоялась ещё одна зелёная стоянка - в Новоокатово. Лес, деревушка, тропинки, домики... и большой корпус Дома отдыха, от которого сейчас остался один только остов. Тогда же этот Дом отдыха, как нам говорили, пользовался большой популярностью - Верхняя Волга, лес, грибы, рыбалка...

Днём мы ненадолго притормозили в Кимрах. Тогда это называлось "санитарная стоянка". Кстати, довольно большое количество туристов покинули теплоход именно там. Насколько я понял, это были жители северной части Московской области - Дмитров, и т.д. Им отсюда добраться до дома было удобнее, чем из Москвы.

Но мы продолжили наш путь, и по Каналу имени Москву начали отсчитывать последние сутки круиза...

18 августа. Хвойный Бор - Москва.

Безусловно, очень грустный день. После столь длительного путешествия покидать теплоход совсем не хотелось. За эти 20 дней он действительно стал "вторым домом".
Но делать нечего...
Прогулявшись по Хвойному Бору, мы прибыли в Москву, твёрдо решив, что обязательно пойдём в круиз и в следующем, году, и в следующем, и... ну, вы поняли )))

Изображение

Фотография нашего теплохода с лестницы Северного Речного вокзала получилась самой размытой из всех...
Наверное, от слёз...

Изображение
...

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение serzhik » 13 фев 2018, 21:35

Прежде чем подвести итоги, расскажу ещё кое-о-чём, что было тогда и чего нет сейчас.

Уже не вспомню, где именно, но почему-то кажется, что по пути вниз, перед Казанью, нам сообщили, что будет проводится фотографирование туристов с реки.
Выглядело это так: моторная лодка шла параллельно нашему "Ворошилову", и фотограф с камерой и рупором сообщал, как именно он будет фотографировать.
Снимков делалось два - с носа и по борту.
Ради этого боцман открыл створки, на которых стоит запрещающий знак, и мы прошли на бак теплохода.

Вот какие снимки получились. Они выгорели со временем, но несколько лет назад я их оцифровал, так что теперь качество останется таким, как есть сейчас ...

Изображение

Изображение

Цену этих снимков не помню, но вероятно было дорого, потому что некоторые, узнав, сколько стоит фотография, отказывались брать. Но всё равно даже не всем желающим хватило.
Фотограф не мог, в отличии от города, опросить, сколько людей купят снимки. Поэтому сделал их столько, чтобы точно распродать. Вот и получилось, что те, кто вернулся из города к отходу теплохода, остались ни с чем...
...

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение serzhik » 13 фев 2018, 22:10

Ну а теперь попробую подвести итоги этого круиза.
Как мы выяснили в теме, если пересчитывать тогдашнюю цену путёвки на нынешние деньги, использую официальную среднюю заработную плату, то получится 75000 / 85000 / 98000 рублей в зависимости от категории размещения. То есть, цены вполне сопоставимые с нынешними.
Так что наверняка будет корректным оценивать тогдашний круиз по нынешним критериям.

1. Теплоход. В 1987-м году "Климент Ворошилов" был ещё весьма юным. Ему было всего 11 лет. Скажем так, это был не Климент Ефремович, а юный Климка :D
Конечно, на теплоходе работало всё, но некоторые недостатки были заметны даже тогда. Прежде всего - это так называемый "кондиционер". Шумел он сильно, но если днём это было терпимо, то вот спать с ним было невозможно. Какую-то часть пути это не волновало, поскольку открывали окна, но по мере приближения к Астрахани держать окна открытыми стало невозможно - в каюты и коридоры залетали тучи крылатых ползающих насекомых самых разных видов и размеров. Тогда я впервые увидел, как бортпроводницы снимают всю эту живность с плафонов... пылесосом :D
Ещё один недостаток - это очевидная нехватка общественных помещений и палубной мебели для 400 человек.
Сейчас "крокодилы" вмещают поменьше - от 280 до 340. Возможно, сейчас там проблем не возникает. Но в нашем рейсе попасть в кинозал на вечер "Давайте познакомимся", встречу с экипажем, "Мисс круиз" и прочие было весьма проблематично.
Также сложно было найти в хорошую погоду стул или лежак в солярии - там вообще в жаркие дни было не протолкнуться )))
Так что поставить теплоходу высокую оценку не могу. Четвёрка - и то только за юный возраст )))

2. Каюта. Сантехника работала исправно, а о кондишке написал чуть выше. Конечно ничего из того, что сейчас устанавливается в каютах на других теплоходах, тогда и помыслить было нельзя. Впрочем, каюты на "крокодилах" и сейчас без холодильников, ТВ и прочего...
Но самое странное (хотя, почему странное, для СССР-то? :D ) - никаких "туалетных принадлежностей" в каюте не было. Ни мыла, ни туалетной бумаги!
Но, поскольку для СССР это было и неудивительно - все брали это с собой )))
Но всё равно, каюта тесная, и больше чем на троечку никак не тянет...

3. Питание. Вот тут можно поставить только кол!!! Мало, не всегда вкусно, отсутствие выбора. Но тогда никто не роптал, потому что ничего лучшего просто не знали. Но если уж исходить из соотношения цена/качество и сравнивать с сегодняшним уровнем - то только единица.

4. Экскурсии. Тут тоже полный швах! Никакого сравнения с современной организацией экскурсий и быть не может. Мало того, что во многих крупных городах были пешеходные экскурсии (Куйбышев, Саратов, Ярославль) так ещё если автобусы и подавались, то редко где они были туристические.
Выбора экскурсий тоже не было никакого. Тематика одинаковая...
Словом, предложи кто-нибудь из операторов такую экскурсионную программу сейчас, его закидали бы не только тапками! :D

5. Развлекательная программа. А её не было вообще! Кино, кино, кино (причём за доп.плату) и несколько вечеров "Давайте познакомимся", "Мисс круиз", ещё парочка каких-то. Но и они были организованы, большей частью, силами самих туристов. (Конечно, под чутким руководством начальника круиза :D ).
Да, были ещё встречи с интересными людьми. Вот лично я хоть убей - не помню, но мама говорит, что в нашем рейсе на борту был Борис Грачевский, и на встречу с ним они ходили, а я прогулял её на палубе.
Не помню. Может быть. Но в любом случае, это не "Развлекательная программа", а просто интересный человек оказался на борту и согласился оторвать пару часов от своего отдыха.

6. Работа бара и буфета. Да, было такое. Даже пару раз загружались мороженым, но оно очень быстро кончалось. :( По поводу наличия и ассортимента алкоголя не скажу - не знаю.
А вот с буфетом была связана такая история.
Почувствовав с первого дня недоедание, мы решили купить что-нибудь в буфете, чтобы "подкрепиться". Среди прочего купили три апельсина. Принесли в каюту, стали чистить... А он внутри сухой! Откуда у них такие апельсины, даже сложно представить. Отнесли обратно, деньги нам вернули.
А потом, уже в середине круиза, мы стали замечать интересную вещь. Когда наш теплоход подходил к причалу, то на берегу оказывалась какая-то группка людей. Даже что-то вроде очереди.
Кто это? Встречающие? Нет, они не машут.
Родственники экипажа? Тоже непохоже.
И вот потом мы узнали в чём секрет. Оказывается, это местные жители, подходившие к приходу "московского теплохода" с одной целью - чтобы их пропустили в буфет. Они надеялись там купить что-то, чего не могли купить у себя... Думаю, на одной из таки стоянок и были проданы те самые апельсины, которые были совсем несъедобными... :(

7. Уборка и чистота. Ну, тут всё было очень даже хорошо. Уборка делалась ежедневно, палубы были идеально чистыми. Когда были стоянки в Сероглазке и Никольском, и на борт заносилось много песка, то в холлах были какие-то резиновые дорожки, а после отправления теплохода всё тщательно пылесосилось.
Думаю, это единственный момент, по которому можно поставить "отлично".

Вывод можно сделать один: качество и уровень круизов с тех пор выросли очень и очень сильно. Во всяком случае, я не вижу ни одного критерия, по которому можно сказать, что "тогда было лучше".
Так что, ставя оценки тогдашнему круизу, я бы поставил плюсик нынешним круизным компаниям. ;)
...

serzhik
Сообщения: 3471
Зарегистрирован: 05 май 2017, 12:39
Откуда: 1ч37м42с - до СРВ; 54м35с - до ЮРВ
Благодарил (а): 2164 раза
Поблагодарили: 3726 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение serzhik » 13 фев 2018, 22:15

На этом всё.
Спасибо всем, кто прочитал.
Если есть вопросы - задавайте!
Хочу сказать своё спасибо Нине (avis), затеявшую эту тему! Самое забавное, что перебирая фотки, смотря записи, и подбирая слова, вспомнил много такого, о чём уже и помнить забыл! :D

Так что всем участникам форума могу предложить подхватить эстафету и рассказать о своём первом круизе. Уверен, в ходе написания вы обязательно вспомните массу мелких и очень интересных деталей!

Напоследок фото, которое не знал, куда поместить... Шлюз определить не могу...
Изображение
...

Аватара пользователя
Медвежуть
Сообщения: 2375
Зарегистрирован: 02 июн 2017, 17:04
Благодарил (а): 769 раз
Поблагодарили: 2411 раз

Re: 30 июля - 18 августа 1987 года. т/х "Климент Ворошилов". Москва - Астрахань - Москва.

Сообщение Медвежуть » 13 фев 2018, 22:45

Классный рассказ! А вот мой первый круиз был на теплоходе Юрий Андропов в 1991 году Москва-Ленинград- Москва в конце мая. Я тогда не имел фотокамеры, так что ничего не могут выложить. Но отмечу следующее: автобусы и в Ленинграде и в Горицах были экскурсионные, экскурсии мне понравились, особенно на Валааме. Питание было просто восхитительное, я так много не ел в те годы. Развлекаловки не было, но зато я посмотрел первый раз в жизни видеофильм. На одной из стоянок я пообщался с живым интуристом -европейцем, ибо тогда изучал немецкий язык в школе. Интурист мне подарил зажигалку и шариковую ручку. А ещё в Горицах я увидел теплоход Гоголь и теплоход Минин. Отправлялись они под песни на борту с гармонистом. Первая бортовка. В Горицах на борт теплохода поднялась делегация местных мужиков в бар за спиртным. В Череповце делегацию не пустили, им матросы перепродали водочку. В те годы и теплоход и маршрут произвели на меня, на маленького Михалыча неизгладимое впечатление. Это был самый лучший, самый первый мой круиз. Ещё раз спасибо, Сергей за отзыв!

Ответить

Вернуться в «Ты помнишь как всё начиналось?Вспоминая прошлое.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей